Книги, книжки и книжонки (moi_stroki) wrote,
Книги, книжки и книжонки
moi_stroki

Category:

Майкл Каннингем "Избранные дни"

Только что закончил читать этот роман... не что сформулировать на словах или в письме — и в голове сложно... сумбур такой... И главное, вроде бы "картинка сложилась", а не покидает чувство, что далеко не всё заложенное в романе понял. Даже уверен, что многое не понял. Пошёл сейчас искать и читать отзывы — устаканить, утрясти в мыслях. Собственного понимания не хватает (или уверенности в нём), поэтому пытаюсь с помощью других осмыслить шире...

Помимо идей/смыслов, это ещё структурно сложный и интересный роман. Здесь везде, куда ни посмотри, треугольник, но такой, в котором всегда одно из трёх выступает, выделяется, усилено. Неважно, роль это, персонаж, или действие. Мужчина, женщина, ребёнок. Три части; прошлое, настоящее, будущее. Три имени, хоть и с вариациями в каждом времени. И треугольник, в центре которого всегда есть что-то или кто-то ещё. Как вписанный в треугольник круг. Фигура Уолта Уитмена и его "Листья травы". Старинная миска. Магазин "Гайя Импориум". Да сколько ещё "совпадений"!
Кто читал нашумевший "Облачный атлас" — непременно углядит структурную, а то идейную, аналогию.

Вопросов к роману и автору масса. Вот, например, один из главных: это реинкарнация именно души? преемственность? Или, может, это скорее приём, чтобы показать развитие, ступенчатость, бренность (и т.д., куча других слов) мира? Я думаю, что второе. А вот в "Облачном атласе" как раз скорее прямая реинкарнация.

Это только мне кажется, что в каждой из частей МК наделяет ведущей ролью, силой, глубиной одного из трёх героев? В первой части — Лукаса, дальше Кэтрин, в антиутопии Саймона.
Интересна фигура Саймона, её перевоплощение. В первой части он поглощён/убит машиной, а в третьей он сам — машина, но куда более человечная, чем многие люди.
Лукас. В первой части он пытается уберечь Кэтрин, во второй части Кэт спасает мальчика, который сам призван спасти нас...

Я сейчас подумал, что в книгах с подобной структурой, подобным символизмом всегда есть риск найти то, чего нет :) что автор не закладывал: связи, закономерности, etc. С одной стороны интересно, с другой — расширяешь, а то и изменяешь авторский смысл. С третьей, в принципе-то авторский замысел точно и не узнать... :)

Буду ещё думать. А пока оставлю здесь в посте некоторые ссылки:
- очень интересная вдумчивая рецезия на "Избранные дни"
- интевью с Майклом Каннигемом, взятое Василием Аркановым.
- интервью с Каннигемом ((на рецензию вначале интервью лучше не обращать внимания — полнейшая ерунда)

---------------------
Моё знакомство с Майклом Каннигемом началось с романа "Дом на краю света", с его дебютного романа. И захлестнуло ТАК, что, редкий случай — автор попал в любимые после прочтения одной книги (обычно я так не поступаю). Но это произведение такой эмоциональной силы, такой мощи, глубины!.. как нечасто меня цепляет. Мало таких книг для себя могу назвать. Писал о своих впечатлениях здесь, а тут можно прочесть цитаты из книги, очень красивый язык (переводчик Дмитрий Веденяпин — большой молодец, отдельное ему спасибо за переводы МК).

Дальше были "Часы", книга и экранизация. Экранизация "Дома на краю света". Кстати, нечасто встречаю экранизации, которые были бы так созвучны оригиналу, книге. И настроением, и подобранными актёрами, и музыкальным сопровождением. Очень рекомендую. А "Часы" лучше читать всё-таки после прочтения романа Виктории Вулф "Миссис Дэллоуэй" (будет куда интереснее, ведь "Часы" — это сплошная аллюзия на неё).

Теперь прочитаны "Избранные дни". Ещё два романа Каннингема меня ждут, но пока что из трёх прочитанных "Дом на краю света" — любимый. И, кажется мне, так и останется любимым.
Tags: 'ПРОЧИТАНО, 2013г., Каннингем, проза, страны: американская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments