Книги, книжки и книжонки (moi_stroki) wrote,
Книги, книжки и книжонки
moi_stroki

Category:

КНИЖНЫЙ ГОД 2016. Итоги читателя. Часть 1

Уфф, наконец-то! О, и на этот раз я с итогами года не в марте, а всего лишь спусти 3 недели) Скоростной! ))

Всего прочитано 141 книга, что на 45 меньше 2015 года (но это и не удивительно, учитывая, что первые 4 месяца 2015 года я провёл в больницах и всё свободное время только и делал, что читал).
Из них:
- 6 сборников рассказов
- 8 отдельных рассказов (не сборники)
- 3 пьесы (мало, в этом году хотелось бы уделить им побольше внимания)
- 6 нон-фикшн, из которых 2 биографии, 2 автобиографии
- 29 книг прочитано в рамках книжного клуба
- 3 прослушаны в аудио (все — один детект.цикл Кейт Аткинсон)
- 8 книг перечитано (в том числе 4 "Гарри Поттера")
- 1 книга не дочитана и 1 забыта/оставлена
- 7 книг на укр. языке
- 14 детективов
- 9 подростковых книг
- 2 книги объёмом свыше 1200 страниц ("Сёгун" и "Мэйфейрские ведьмы")
- 28 книг, входящих в какие-либо циклы (13 циклов, в т.ч.2 трилогии)
- 60 книг прочитаны в бумажном виде.

Под катом для таких же фриков от статистики, как Мух))) немного статистики по странам и периоду написания

География
- английская ............. 64
- американская ......... 29
- русская .................. 12
- русская/советская .... 6
- немецкая ................. 6
- ирландская .............. 4
- скандинавская ......... 5
- французская ............ 2
- африканская ............ 2
- еврейская ................ 2
- итальянская ............. 2
- канадская ................ 1
- австралийская .......... 1
- австрийская ............. 1
- корейская ................ 1
- русско-армянская ..... 1
- украинская .............. 1

Период написания
- 10-11 века ............. 1
- 18 век .................... 1
- 19 век .................. 12
- 1900-е ................... 2
- 1910-е ................... 1
- 1920-е ................... 2
- 1930-е ................... 7
- 1940-е ................... 4
- 1950-е .................. 15
- 1960-е .................. 12
- 1970-е .................. 10
- 1980-е ................... 4
- 2пол.20 века, ? ....... 6
- 1990-е .................. 21
- 2000-е .................. 22
- 2010-е .................. 22


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Ну и собственно о книгах.
А вот тут — простите! но Мух не умеет и потому страсть как не любит выбирать, исключать и ужиматься. Поэтому вместо привычных "пятёркая лучшего", "ТОП-10" и прочих человеческих рейтингов — вот они, все мои отличные книги, оценённые мной на 4 - 4,5 - 5 баллов и достойные быть прочитанными.
Ну ладно, ТОП-19 выделю, так и быть :) Максимум на что я способен :))) Приведены в порядке чтение, а не "лучшести".

- - - - - - - - - - - - - - - BEST BOOKS 2016 от Мушика- - - - - - - - - - - - - - -

1. «Герой должен быть один» Генри Лайон Олди. Такой истории Геракла вы ещё точно не читали! И, вопреки первому впечатлению, несмотря на бездну юмора и увлекательность повествования, это отнюдь не лёгкое развлекательное чтение, но глубокая драматичная история, пронзительная и живая, с яркими персонажами, а самый лапушка из них — красноречивый плут Гермий/Гермес, бог торговли, воров, бродяг, проводник душ умерших. Любимчик наш J Олди, как авторов мифо-исторический романов, безусловно в любимые авторы, и жду продолжения в первую очередь с греческим циклом – с романами «Одиссей, сын Лаэрта» и «Внук Персея».
2. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Оказывается, до классических женских романов тоже надо дорасти! Ей богу, стоило повзрослеть, выждав лет эдак 10, чтобы теперь в полной мере оценить, ибо удовольствие от творения мисс Остин я получил неожиданное и оттого ещё более приятное :) Живые остроумные диалоги, приправленные милым злословием, насмешками и колкостями, слегка ядовитой снисходительностью, богатая гамма женских чувств и переживаний, лёгкость и изящество, с какими выписаны и характеры, и нравы общества, и сельская пастораль — порадовало всё! Даже не верится, что это пишу Я, такой-то нелюбитель явновыраженно женского чтения)) Не знаю, как на счёт гордости, но предубеждение — воистину обо мне в этом случае) И вот уж иногда приятно оказаться неправым))
3. «Половина жёлтого солнца» Чимаманда Нгози Адичи. Роман современной нигерийской писательницы о гражданской войне в её стране, показанной через призму отдельных людей. Спокойная Оланна, сменившая ради любви и мужа, профессора местного университета, полную комфорта отчий дом на жизнь в мелком городке; её сестра-близняшка, непокорная и избалованная Кайнене, взвалившая на свои хрупкие плечи ответственность за жизнь огромного числа людей; застенчивый молодой англичанин Ричард, приехавший в Нигерию, чтобы написать книгу; деревенский мальчик Угву, взятый помогать по хозяйству. Война «Полный напряженного драматизма роман рассказывает истории нескольких людей, — истории, которые сплелись самым поразительным образом». Поразительно задевающий за живое, искренний, Читал в электронке, а потом искал-доставал бумажную книгу.
4. «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро. А об этой книге нельзя говорить вовсе, ну или я не знаю, как сказать о ней, чтобы не дать ни малейшего спойлера, но браться за неё надо с нулём информации — не читать ни отзывов, ни даже аннотаций. Иначе это испортит всё впечатление, потому что книга написана так, что по мере продвижения в чтении она раскрывается, сюжет, интрига, читатель вместе с героями постепенно открывает завесу тайны, чтобы узнать всё, что нужно, в срок. Но, как бы банально это не звучало, книга кричит своим названием, не отпуская до последней страницы.
5. «Люди, которые всегда со мной» Наринэ Абгарян. Знаете, они теперь и со мной тоже. Это такая искренняя, родная, душевная книга, аж внутри щемит. Это история нескольких поколений семьи — Девочки, мамы, бабушки и прабабушки, их соседей, на долю которых выпало так много испытаний, но которые сумели в самые трудные времена хранить и дарить доброту, человечность, поддерживать близких. Это история Армении, история и традиции маленького, мужественного гордого кавказского народа, которому ох как досталось. "Люди, которые всегда со мной" — такой мощный заряд энергии!.. И ещё она мне немного напомнила "Морбакку" Сельмы Лагерлёф — написанная так же, в рассказах, она напоминает семейные предания, с некоторым налётом сказочности-мистичности.
6. «Люблинский штукарь» Исаак Башевис Зингер. Моё знакомство с писателем (нобелевским лауреатом, кстати). Роман о гениальном штукаре (штукарь — ловкач, выделывающий штуки, и т.д.) Яше Мазуре, известном на всю Польшу (время действия — конец XIX века). Таким персонажем невозможно не восхищаться, нельзя не влюбиться. Фокусник, акробат, иллюзионист и дрессировщик, Яша хитёр и умён, но очень добрый, чуткий, заботливый. Как тонко подметил один читатель, "Яша умелый ловкач, он откроет любой замок без ключа. Это такой фокус. Но как не переступить черту и не пойти по дорожке криминала, обладая таким умением? Ведь черта между фокусом и намеренным обманом так тонка, практически размыта. Балансируя на натянутой тонкой проволоке в театре-кабаре, делая акробатические трюки так легко свалиться и искалечить себе жизнь. Точно так же можно оступиться и с отмыканием замков без ключей. А дьявол искушает! Подсовывает материальные проблемы, баламутит воды в человеческом море его окружения, подсылая на путь Яши картежников и женщин". Прекрасная книга о человеческих страстях, о страстях внутренних, с тонким юмором и в напевной, завораживающей манере повествования.
7. «Воздушные змеи» Ромен Гари. Прекрасная книга о Второй Мировой войне и Французском Сопротивлении, о том, что важнее — сохранять здравый смысл или смысл жизни, об исторической памяти и неумении забывать, о наивности и безумии, которые дарят благословенную и такую редкую возможность сохранить чистоту души, надежду и веру — в людей, во Францию, в преданность своему делу вопреки. Книга о сотнях воздушных змеев, парящих в небе Нормандии. Книга о мечтателе Амбруазе Флери, мастере воздушных змеев, о старой еврейке мадам Жюли Эспинозе, ради Франции и Сопротивления превратившейся в графиню Эстергази под самым носом у немцев, о Марселене Дюпра его с упорством сохранить Францию хотя бы в своём ресторане "Прелестный уголок", об эксцентричных польских аристократах Броницких и прежде всего Лиле Броницкой, источнике вдохновения и смысле жизни для трёх таких разных людей — наивного нормандского мальчишки-бедняка с феноменальной памятью, прусского паренька потомственного военного фон Тиле, и гениального пианиста юного Бруно. Но на самом деле и в главном — книга о надежде и Любви.
8. «Танґо смерті» Юрій Винничук. Роман современного украинского писателя Юрия Винничука не мог не очаровать. Волшебно воссозданный предвоенный Львов и дружба четырёх мальчишек — поляка, еврея, украинца и немца, которые живут в старом городе. Захватывающий сюжет, поиски манускрипта на древнем языке погибшей арканумской культуры, которой посвятил свою жизнь профессор Ярош. История в двух временных пластах, двух линиях, которые вьются, петляют, сходятся и расходятся, пока не соединятся в таинственном "Танго смерти", как сплелись реальность и мистика. "Танго смерти" — это печально известный оркестр из пленных евреев в Яновском концлагере Львова, но также это и удивительный, уходящий корнями в древность ритуал, благодаря которому можно переродиться заново. Книга с Надеждой с большой буквы.
9. «Vita Nostra» Марины и Сергея Дяченко – книга необычайная! Не побоюсь даже сказать — литературный феномен. Но больше — ничего, дабы не наспойлерить (да и невозможно внятно рассказать о ней), и не читайте рецензий! (и не смотрите на тэг "фантастика, фэнтези" — всё мимо). Просто берите и читайте. Ваша ли книга или нет, станет понятно буквально с первых глав, но если ваша — она вас утянет внутрь настолько, что никакой силы воли не хватит выбраться аж до последней страницы.
10. Трилогия «Деревушка», «Город», «Особняк», Уильям Фолкнер. Фолкнера я очень люблю, и читаю его всегда так — скопом, залпом. Потому что сначала на него надо настроиться, на не самый простой стиль писателя, но зато потом, когда поймал волну, не хочется останавливаться, да и настрой терять жаль. А данная трилогия из разряда не просто циклов, романы которого могли бы выступать и читаться как отдельные произведения, а цельная история. История Флема Сноупса, а через него всех флемов сноупсов, людей типа белой голытьбы, как назвала их Маргарет Митчелл, саквояжников, которые хлынули на Юг Америки после Гражданской войны. Людей, для которых единственная ценность в мире — это деньги, ради коих они идут напролом, обманывая, втаптывая в землю других, даже свою родню. И вот, знаете, сколько читаю Фолкнера, и до сих пор удивляюсь — ничем не примечательный заштатный городишко, коих сотни на карте страны, простые в общем люди, обыденные житейские ситуации - а страницы его романов пылают такими страстями! с таким накалом и атмосферой! Как ему это удавалось?! Да ещё рядом с драмами, даже трагедиями совершенно органично уживаются забавные ситуации, юмор, озорство. Гений что тут ещё скажешь.
11. «Острие бритвы» Сомерсет Моэм. Автор в представление не нуждается, естественно, но после весьма скучных его «Рождественских каникул» для меня «Острие бритвы» оказался глотком свежего воздуха! Роман мне очень понравился, с первых страниц и буквально всем: и манерой повествования, и интереснейшими персонажами (которые скорее даже типажи), и ещё приёмом, когда писательсам присутствует в книге, сам герой, но скорее пассивный, обозреватель. Определённо хочется прочесть что-то ещё у знаменитого англичанина, что-то такое же очаровывающее.
12. «Тайная история» Донна Тартт. Перечитывал, бесконечно наслаждаясь. Цитируя себя же: "В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель..." Первая строка — и всё. Я растворился. Растёкся. Полностью слился с Ричардом Пэйпеном, и теперь осоловелыми глазами впитываю всё вокруг, влюблённо и с завистью взирая на пятёрку этих аристократических фриков Хэмпден-колледжа, мечтая приблизиться, стать похожим, стать одним из них, избранным. "
13. «Лолита» Владимир Набоков. Книга же явно не нуждается ни в каком представлении. Я её перечитывал спустя лет 10, наверное. Наслаждаясь жемчужно-бриллиантовым языком ВладимирВладимировича, и просто-таки дъявольским умением столь художественно и игриво изобразить пороки и изъяны человеческие. Набоков, по моему убеждению, вообще писатель-провокатор и художник пороков, какую книгу ни возьми, почти осязаемо чувствуется, какое удовольствие доставляли ему играть и изобличать низменные движения души, все эти червоточинки и изъяны.
14. «Дорога» Кормак Маккарти. Мощнейший постапокалипсис с эффектом присутствия. Будто сам бредёшь ты в этом безжалостном, выжженном, испепелённом мире. Цепко, пронизывающе. Страшно. Больно. И вот уж не думал, что когда-нибудь скажу такое про ещё какую книгу Кормака Маккарти, после того, как 4 года назад камня на камне не оставил от его «Старикам тут не место», которые бесили меня от первого до последнего предложение, но — не оторваться. Мощно.
"Лежал и слушал стук капель в лесу. Голые скалы вокруг. Холод и тишина. В пустоте унылый переменчивый ветер гоняет туда-сюда прах погибшего мира. Перенесет, рассыплет, опять перенесет. Всё в этом мире вырвано с корнем, зависло в безжизненно-сером воздухе, всё держится на одном дыхании, коротком и слабом. Почему моё сердце не из камня?"
15. «Закон о детях» Иэн Макьюэн. Вопреки аннотации, книга вовсе не религии, это лишь фон. Книга об ответственности, о поступках и о последствиях. И оказалась для меня одной из самых спорных, дискуссионных у автора, не помню, какая ещё его книга вызывала у меня столько вопросов. Впрочем, Макьюэн всегда так пишет, что неизменно затягивает, задевает, а когда читаешь, кажется, что залез в голову персонажа, изнутри его видишь и чувствуешь, проживаешь эту его историю, будь то 60-летняя женщина-судья, брошенная мужем, 50-летний успешный нейрохирург или молодая девушка. И главное, темы, какие он поднимает или как/под каким углом разворачивает. Пишет о вроде бы обычной жизни, банальной, бытовой, но перед тобой разворачиватся тихая драма, а иногда хочется и вовсе выть (но, слава богу, это нечасто). И вопросы, вопросы — а правильно ли, а как бы ты поступил. Простых романов у него нет, это точно, а психология людей — в этом он поистине Мастер. Позволю себе процитировать одного читателя "Чёрт, Макьюэн, кому ты продал душу, какими весами для слов пользуешься, в каких источниках вдохновения купался, из каких колодцев таланта пил?" (satadasha) И это настолько в точку!
16. «Посредник» Лесли Поулс Хартли. Из разряда малоизвестных жемчужин, которую я "подсмотрел" у Стивена Фрая, одна из книг, на которых росли, можно сказать, юноши его круга. Эдвардианский (по времени происходящего) роман-взросление, прекрасный, по-летнему свежий и душный одновременно, красиво написанный, чувственный (не в дамском значении))) и психологичный. И здесь одна из лучших первых строк, встречавшихся когда-либо мне: "Прошлое — это другая страна: там все иначе.". Зачаровывающая, уносящая, невыразимо прекрасная. По роману снят очень хороший фильм, в котором отлично воссозданы образы, настроение, атмосфера.
17. «Моя гениальная подруга» Элена Ферранте — первая книга цикла-тетралогии "Неаполитанские романы" о двух подругах Ленучче и Лиле, на которые я не раз видел хорошие отзывы в своей ленте, но читали их в оригинале или на англ., а тут вдруг неожиданно обнаружил украинское издание. Это живой рассказ от лица одной из подруг об общем детстве, о жизни в неблагополучном квартале, о непростых отношениях, ещё даже до настоящей их дружбы, таких двух разных девочек — харАктерной упрямой Лилы и спокойной Лену. О попытках строить жизнь, чего-то добиться, вырваться из этого местного филиала ада. В этом романе девочки ещё школьницы, историю Лена начинает с их 6 лет, первого класса. Простой вроде бы рассказ как раз и подкупает этой прямодушностью, искренностью, открытостью, ну и персонажами и колоритом тоже, конечно. А уже после, затягивает необычными отношениями девушек, характером дружбы. Сложно передать на словах, там столько граней, оттенков... Скажу, что сам я такого не встречал, ни в литературе, ни в примерах из жизни. Женское и очень приятное чтение. Определённо буду ждать издания следующих частей.
18. «Американская пастораль» Филип Рот. Я уже и не помню, как давно такое случалось, когда и какая книга ТАК рвала меня на части, так выпотрошила, распяла, раскроила, как те самые перчатки, которыми так гордились несколько поколений семьи Лейвоу, раскроила, но, увы, не сшила… Вынула душу, но — вернула ли обратно? и, если да, то цельной ли? в первоначальном ли качестве? сильно сомневаюсь. Не первое знакомство с автором, до того было «Людское клеймо», и я тогда отметил и оценил писателя, но «Американская пастораль»… эта книга в некотором смысле перевернула меня изнутри, а Филипа Рота в моём восприятии вывела и подняла на энное кол-во ступеней, и сейчас я точно уверен в том, кому должна была достаться Нобелевская премия. Прочитал подряд 4 его книги, это ведь о чём-то да говорит? Подробнее писал здесь.
19. «Обладать» Антония Байетт. Не знаю, кто там говорит, будто поначалу чтение буксует и вообще не самое простое... лично я на 34-й странице уже растворился в повествовании, с трепетом ожидая истории затворницы Кристабель Ла Мотт и Рандольфа Генри Падуба. «Обладать» — это восхитительный роман о двух поэтах викторианской эпохи. Романтический роман (как называет его сам автор), в котором старые тайны, старые письма, старая история любви и любовь новая, конечно же. Литературоведы и азарт открытий, поклонение и преданность объекту исследования. Роман, по полотну которого щедрой россыпью — загадки, метафоры и аллюзии на множество культурологических и исторических тем, от скандинавской и греческой мифологии до собственно творцов викторианского времени, теории происхождения видов и феминизма. В общем, вы поняли, какое впечатление на меня он произвёл :) Жаждал его более 5 лет, ждал издания, за это время успел прочесть всё остальное переведённое на русский, так что к моменту выхода переиздания книги моё читательское желание вылежалось и созрело, как вино или сыр :)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
А ниже — все остальные мои отличные и хорошие книги, с оценками 5 (больше половины точно) и 4-4,5. А вообще в 2017 году буду стараться отказываться от этих половинок, стремлюсь упорядочить свою шкалу оценок, и чтоб не отождествлять их с оценками учения с синдромом отличника, когда 4 - это ну так, сойдёт, а 3 - это плохо (ну а 2 - это обморок и сеппуку).

- - - - - - - - - - -ОТЛИЧНЫЕ КНИГИ с оценками 5 из 5 и 4.5 из 5- - - - - - - - - - -

«Мейфейрские ведьмы» Энн Райс — сага о старинном семейном роде и попутно клане ведьм в Новом Орлеане. Атмосфера старого Юга Америки, колоритные персонажи, очень интригующе, и, несмотря на кажущуюся очевидной мистичность, реалистично. И том в 1200 стр. читается влёт. У книги есть продолжения – «Лэшер» и «Талтос», однако это самостоятельная история. А ещё я визуализировал чтение, совершая виртуальные экскурсии по старинным кварталам Нового Орлеана, смотря колониальные южные особняки, кладбища.
«Девушка с жемчужной серёжкой» Трейси Шевалье. Наверняка известна всем если не книгой, так кино (я не говорю уже о картине). Роман – авторская версия создания известной картины Вермеера, а на самом деле — куда большее, как и положено хорошему роману: о семье и работе художника, о жизни служанки, об уважении и самоуважении, о том, что честь и достоинство, а тем паче ум, не измеряются положением в обществе. Спокойная размеренная книга.
«Братья Берджесс» Элизабет Страут можно воспринимать по-разному: как социалку или как историю одной семьи. Как актуальный социально-исторический конфликт: трагедия Сомали, иммиграция сомалийцев в США и весь спектр общественных проблем, связанных с этим, показанный через призму жизни одной американской семьи. Или наоборот, рассказ о семье, внутрисемейных отношениях, чувствах, драмах на фоне острых общественных событий. Так или иначе, и о том, и о другом Страут написала в равной степени цепко; драматично, но без надрыва, буднично и потому настояще. Сильный роман, в котором поднято много вопросов и аспектов: социальных, этнических, морально-нравственных, семейных, межличностных и внутриличностных.
«Шелкопряд» Роберт Гэлбрейт. После провального для меня, скучнейшего "Зова кукушки" Гэлбрейта, взяться за второй роман цикла — нужны были аргументы ого-го, каковые нашлись в вере в Роулинг (особенно после "Случайной вакансии"), благоприятных отзывах Насти Завозовой (известной как переводчик Донны Тартт, у которой я готов читать, кажется, и списки покупок))) и собственно том, что дело Шелкопряда вертится в литературной среде. В общем, с мыслью, что второго шанса заслуживают если не все, то многие, взялся я за этот детектив, и нет предела радости, когда Роулинг ака Гэлбрейт реабилитировался на моих глазах с каждой страницей, каждым эпизодов и поворотом. Думаю, что вполне мог бы обойтись и без первого романа, зато здесь меня уже и главгерой не раздражал, и линия личной жизни/отношений интересней, не говоря уже о закрученном преступлении. Второй шанс не зря и жду продолжения :)
«Последняя ночь на Извилистой реке» Джон Ирвинг. Начало книги обманчиво даёт предположить, что на этот раз Ирвинг расскажет нам историю североамерик.лесорубов, с которых в 1954 году начинается рассказ. Однако это только завязка, а вся история о маленьком поваре итальянского происхождения Доминике Бачигалупо и его сыне писателе Дэнни Эйнжеле. Ну и ещё десятке персонажей, как водится у Ирвинга. Тому, кто читал автора, скажу, что это классический ирвинговский роман в лучших традициях, с медведями, бегом, писателями, странными персонажами, отцами и детьми, гипертрофированными переживаниями за ребёнка и драмами жизни. И ещё здесь такой соблазнительный ресторанный мир и вкуснота, ммм!
«Большие надежды» Чарлз Диккенс. До Диккенса меня довели круги на воде в моём же собственном чтении. Когда в трёх подряд книгах герои повально читают великого викторианца, а у кого-то «Большие надежды» вообще настольная книга, да ещё в блоге Насти Завозовой то тут, то там пожелания найти своего Диккенса... в общем, такое наваждение точно неспроста, решил я, и заказал книгу и себе :) Теперь очередь за «Повесть о двух городах», «Тяжёлые времена» и «Холодный дом», которые тоже давно на примете. PS Но «Дэвида Копперфильда» я всё равно остался любить больше :)
«Женщина в белом» Уилки Коллинза, прочитанная сразу вслед за Диккенсом, порадовала в первую очередь героями — восхитительным негодяем графом Фоско и не менее интересной особой женского пола, живой, умной, наблюдательной Мэриан Голкомб. Оба они — одни из самых ярких образов, с какими довелось сталкиваться, и даже буде претензии к роману в целом (тянучесть повествования половины книги), эти персонажи окупают чтение с лихвой, ибо наблюдать за диалогами и ходом их мыслей одно удовольствие.
«Ритуал» Марина и Сергей Дяченко. Представьте себе: дракон по давней традиции рода должен украсть для некого ритуала одну из трёх принцесс. Чтобы сожрать, значитца. А дракон-то — выродок, ему претит сама мысль съесть человека. И вот нашёл он выход из положения — украду, значит, прискачет рыцарь освобождать принцессу, мы бой замутим, я типа поддамся, и всё. И волки сыты, ритуал типа соблюдён, и овцы целы, то есть без тошнотворного обеда. Выбрал себе самую красивую из трёх принцесс, запомнил её по чудесной шляпке, в самый разгар праздника схватил — и в замок. А принцессы-то шляпками поменялись! Дракон в замке как глянул, чуть в обморок не хлопнулся. Такую ж никто не приедет вызволять! И что с ней делать-то? А она ещё и с характером, за словом в карман не полезет, зато во все закутки свой нос суёт. Книга с бездной юмора, которым и очаровывает поначалу, но не успеваешь оглянуться, как ты уже переживаешь за героев, а сказка каким-то незаметным образом превращается в глубокую волнительную историю. Что называется, от 12 и до 99.
«Ярмарка Тщеславия» Уильям Теккерей. Сердце романа, дышащее страстро и расчётливо — маленькая очаровательная плутовка Бэкки, Ребекка Шарп. Говорят, это один из самых ярких в литературе образов женщины, сделавшей себя, поднявшейся с низов на Олимп общества. И всё остальное – сюжет и персонажи – вращается вокруг этого светила. Поначалу казалось, что буду читать этот 900-страничный томище месяц, но дело пошло так споро, так увлекательно, а слог у мистера Теккерея оказался столько неожиданно нетяжеловесным и остроумным, что 9-10 дней, и роман проглочен.
«Отклонение от нормы» (оно же «Хризалиды», «Куколки») Джон Уиндем. Для меня, очень далёкого от фантастики, на сегодняшний день, пожалуй, лучший писатель-фантаст, которого довелось читать. Его книги не изобилуют техническими описаниями, фантастического антуража минимум — ровно столько, столько требуется для создания общей картины, буквально несколько мазков. Зато почти во всех его произведениях (в главных и известных уж точно) доминирует тема столкновения человека с неизведанным, и реакция общества на это, поведение, выстраивание отношений. То есть во главе угла не событие, будь то апокалипсис, хищные растения или вторжение иной цивилизации, а Люди. Природа человека. Опять-таки вопросы человечности, нравственности и этики. Хорошие психологические портреты, живые персонажи. При этом сюжетно книги очень увлекательны и кинематографичны, не оторваться, но за развлекательной на первые взгляд оболочкой лежат серьёзные, глубокие мысли.
«Убить пересмешника» и «Пойди, поставь сторожа», Харпер Ли. Выход нового-старого романа Харпер Ли "Пойди поставь сторожа" — хороший повод перечитать и "Пересмешника", что я и сделал. Во втором прочтении он мне открылся больше, чем в первом, и понравился тоже безоговорочно, тогда как в первое прочтение я подходил к нему с неким предожиданием как к самому антирасистскому роману. А ведь это ещё и прекрасная книга о детстве, одна из лучших. А моё отношение к "Сторожу" созвучно очень хорошей статье о Харпер Ли, опубликованной на сайте проекта "Журнальном Зал".
«Хранительница тайн» Кейт Мортон. Целиком в духе и стиле писательницы. Два временных пласта, семейная история, неспешное, но неизменно интригующее повествование, всё выше приоткрывающее завесу старой тайны. Как всегда интересно.
«Хроники брата Кадфаэля» Эллис Питерс. Пока мы всем клубом искали убийцу монахов в настольной игре по мотивам «Имя розы» Умберто Эко, я вспомнил, что на примете давно лежит детективный цикл про брата Кадфаэля. Действие происходит в 12 веке в одном бенедиктинском монастыре Англии в Шрусбери, недалеко от границы с Уэльсом. Брат Кадфаэль — немолодой, но полный сил, а главное, житейской мудрости, смекалки и здорового любопытства монах, побывавший по молодости лет в крестовых походах на Святой земле, а нынче монашествующий в качестве лекаря-травника, которому судьба постоянно подкидывает задачки, словно испытывая его чувство справедливости, доброту к людям и любопытство. Не будучи шерифом, Кадфаэль тем не менее всегда оказывается втянут в расследование того или иного преступления. Цикл мне очень понравился, дал отдохнуть душой. Неспешный, очень атмосферный, добрый и не без юмора. Прочитал подряд 4 книги, каждая – за день, и остановился, и радуюсь, что в запасе есть ещё 16 томов. Есть ещё сериал, но там занудная озвучка, увы.
«Ребекка» Дафна дю Морье. Вряд ли есть нужда представлять самое знаменитое произведение писательницы (правда, я читал его как на десерт — после 9 других книг Дафны), со знаменитой экранизацией Хичкока. Но, как бы ни был известен Хичкок как создатель жанра фильмов с атмосферой напряженного ожидания, эта самая атмосфера, нагнетание в фильме ничто в сравнение с книгой. В романе в кульминации практически оголённый нерв. Потрясающая книга, цепляющая не только сюжетно, но ещё и духом, настроем, временем — старый величественный особняк, прошлое, которое не отпускает, неотступно преследует. Выдержанный и стильный роман, один из самых атмосферных, прочитанных мной.
«Темные тайны» Гиллиан Флинн. В основе романа преступление — 24 года назад в маленьком городке Канзаса 15-летний подросток зверски убил собственную семью. Чудом уцелела лишь 7-летняя Либби, но случившееся наложило неизгладимый отпечаток на её дальнейшую жизнь. Юноша отбывает пожизненное заключение, но он так и не признался в содеянном. Либби, когда-то ставшая главным свидетелем обвинения, после долгих лет наконец-то решает встретиться с братом. В прошлое возвращаться страшно, тем более что за его завесой скрываются зловещие тайны…" У книги заслуженно высокие оценки, повествование держит до конца, реалистично до жути, и именно это и пугает — не кровь/кишки, а депрессуха, безысходность жизни мелкого фермера, да и вообще простого человека на среднем западе, гнетет со страшной силой. Но только это вовсе не детектив, несмотря на издат.серию. Перед нами острая социальная драма. Ну или новый соврем.тип детектива — преступление на фоне социальной драмы или семейной саги. Мощно (хотя натуралистичности лично мне было немного слишком, я бы из без подробных описаний проникся гнетущей атмосферой).
«Автобиография. Моав — умывальная чаша моя» Стивен Фрай. Фрай — лапочка :) Нет, ну правда, он так подкупающе пишет, я, знаете ли, даже не ожидал. До того читал его "Как творить историю", и потому с расхожей о нём фразой "он же тот самый чёртов гений" согласен и так, однако в автобиографии он повернулся с несколько иной стороны. Нет, его остроумие осталось при нём, и задор, и задиристость. Но здесь неожиданно ещё и искренность и какая-то даже исповедальность, впрочем, исключительно по-фраевски. Я после автобиографии прям даже немного по-другом стал к нему относиться, с бОльшим уважением... или нет, даже не с бОльшим, а другого оттенка. Кстати, если кого интересует устройство, житиё-бытиё в английских закрытых школах, особенно в более-менее современное время, то вам сюда. В смысле, ко Фраю.
«Предчувствие конца» Джулиан Барнс. Букеровский роман-воспоминание Тони, которому судьба неожиданно подкинула повод нырнуть на 40 лет назад, к себе 20-летнему, подкупает искренностью и нетерпимостью молодости, подкупает и располагает к себе. Роман о памяти и о времени, молодости и старости, который в некотором смысле оказался для меня откровением — это совсем не тот же Барнс, что за 20 или даже 10 лет до того. Хотя ранний Барнс мне тоже нравится, но он совсем иной — безусловно ироничный, играющий с читателем, персонажем, заигрывающий с постмодерном. Здесь же, в "Предчувствии конца", нет уже игривости, но есть глубина, философия, пронзительность. Общее одно — талант, мастерское владение словом.
«Тринадцатая сказка» Диана Сеттерфилд. В представлении явно не нуждается. Готическая история с писательством, близнецами, старым особняком. В хмурую неприветливую осень самое то. Перечитывал и страшно рад, что "сказка" не утратила очарования.
«Жизнь Джейн Остин» Клэр Томалин. Очень хорошая (на мой не знатока взгляд) биография писательницы, говорят даже, лучшая на данный момент (или лучшая из доступного на русском?). Рушит многие расхожие стереотипы об Остин, напр., сверхзасекреченность её творчества от окружающих, и особенно — отсутствие поддержки в нём близких, строгость отца-пастора и т.д. В книге есть вкладки с фотографиями и портретами близких Джейн. Замечательно живописаны все члены семейства Остинов и их отношения — а это очень важно, это тот постоянный фон, на котором писательница создавала свои романы. Кроме того, есть место анализу произведений, но не буквально разбор, как это бывает, а скорее то, как создавались, из чего возникли, их значение и место в литературе того времени. Не сухой язык/стиль написания.

Продолжение — КНИЖНЫЙ ГОД 2016. Итоги читателя. Часть 2

КНИЖНЫЙ ГОД 2015. Итоги читателя. Часть 1
КНИЖНЫЙ ГОД 2015. Итоги читателя. Часть 2
Tags: 'ПРОЧИТАНО, 'прочитано: итоги, 2016г., 2017г., списки чтения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments